Как развивается рынок DIY в России

Подробнее о состоянии и ключевых трендах отрасли в нашей статье

Рынок DIY в России демонстрирует заметный рост и, по оценкам экспертов, данный тренд продолжится в ближайшие годы. Согласно исследованию компании IBC Real Estate, по итогам 2024 года оборот рынка составил 8,2 трлн рублей, из которых:

  • 7,3 трлн рублей — офлайн продажи
  • 0,5 трлн рублей — интернет-магазины
  • 0,4 трлн рублей — маркетплейсы

Похожий прогноз в конце 2024 года приводила компания INFOLine с оценкой в 8,1 трлн рублей. Вместе с тем эксперты ожидают дальнейший ежегодный рост показателей на 16–17%, к 2028 году оборот всего рынка может достичь 14,7 трлн рублей.

Говоря о структуре рынка, представители «Лемана ПРО» оценивают объем сегмента B2C в 4,3 трлн рублей. При этом 41% в общем объеме составляет категория «Ремонт внутри помещения», 30% — «Строительство и организация участка», 29% пришлось на категорию «Обустройство и уют».

Рын�ок DIY

Рассмотрим подробнее, какие тренды и черты характерны для российского DIY рынка в 2024–2025 годах:

  • Адаптация к внешним изменениям. Отрасль трансформировалась после ухода ряда зарубежных брендов и изменения модели покупательского поведения. В последние несколько лет произошло активное замещение продукции как товарами из таких стран, как Китай, Турция, Индия, Казахстан, так и расширение ассортимента собственных торговых марок сетей.

  • Увеличение доли онлайн-продаж. Данный канал демонстрирует наибольший рост: по прогнозу INFOLine, в 2024 году он составит 2,1 трлн рублей (+43%). Кратная разница отмечается и в доле онлайн-канала сегментов: для B2B-сектора она составляет 7,4%, в B2C — 41,4%. В целом данный канал продаж растет опережающими темпами и обладает потенциалом для роста, благодаря цифровизации торговли и развитию удобных сервисов доставки.

    Положительную динамику также показывают и продажи на маркетплейсах: по данным Ozon, спрос на данную категорию увеличился на 74% в штуках, в Wildberries ожидают почти двукратных рост продаж данной категории по итогам 2024 года. Это связано с увеличением ассортимента предложений и количества поставщиков.

  • Растущая доля B2B-сегмента. DIY рынку характерен тренд Do It For Me (Cделай для меня), который и является фактором активного перехода от B2C к B2B. Клиенты привлекают строительные бригады и подрядчиков для выполнения работ не только на этапе ремонта, но и сопутствующих услуг. Все больше людей выбирают готовые решения, а значит, что тенденция перехода спроса от B2C к B2B сохранится в ближайшие годы.

  • Строительство остается одним из драйверов DIY-отрасли. По данным Росстата, в 2024 году в сегменте жилья было введено 107,77 млн кв. м, что всего на 2,7% меньше рекордного значения 2023 года. По мнению экспертов, сложившаяся ситуация и предопределила спрос в ближайшие 2–3 года на товары для дома и ремонта в связи с завершением значительного объема строительных проектов.

    На фоне сдерживающих факторов ввода многоквартирного жилья сегмент индивидуального жилищного строительства придает импульс не только строительной отрасли, но и рынку товаров для дома в целом, поскольку для этой недвижимости требуется больше материалов.

    Согласно отчету INFOLine, 75% россиян планировали обновить или преобразить свое жилье в 2024 году. Вместе с тем отмечается изменение структуры ремонтных работ — растет доля частичного ремонта 1–2 помещений и сокращается полномасштабный ремонт всей квартиры или дома.

Таким образом, DIY рынок в России продолжит свое активное развитие и трансформацию с точки зрения каналов продаж. Используйте возможность представить свою продукцию заинтересованной аудитории — станьте участником 2-й Международной выставки оборудования и инструмента ToolMash.

В 2024 году выставку посетили более 5600 посетителей, заинтересованных в закупке широкого профиля инструмента для своих бизнес-работ. По данным опроса посетителей, 64% посетителей были заинтересованы в электроинструменте, 56% — ручном инструменте.

Выставка ToolMash состоится на одной площадке с выставкой оборудования, материалов и комплектующих для деревообрабатывающей и мебельной промышленности Woodex, что позволит расширить базу потенциальных клиентов из смежных областей.

Выставка ToolMash 2025 состоится с 2 по 5 декабря в Москве, МВЦ «Крокус Экспо»

Источники: alfabank.st, retail.ru, kommersant.ru, vedomosti.ru, arcsinus.ru, ibcrealestate.ru, tass.ru