Рынок DIY в России: тенденции и перспективы
Российский рынок DIY существенно обновился, пройдя период турбулентности. Подробнее о пяти главных тенденциях российского рынка DIY в нашей статье
За прошедшие два года российский рынок DIY прошел несколько стадий развития. Его участники постепенно приспособились к новым условиям работы, найдя новые каналы поставок продукции. Также динамичному развитию сегмента DIY способствовал рост продаж подобных изделий на крупнейших маркетплейсах.
Статистика и тенденции российского рынка DIY
На начало 2024 года суммарный объем российского рынка DIY оценивался на уровне 6,8 трлн рублей. Такие данные приводят в своем исследовании эксперты компании INFOLine. Почти половина данного рынка (3 трлн рублей) приходилась на сегмент В2В, 2,4 трлн рублей — на мебель, товары для дома и сада в сегменте В2С, а 1,4 трлн рублей — на строительные и отделочные материалы в сегменте В2С. Стоит отметить, что динамика оборота торговли DIY в 2023 году выросла относительно 2022 года на 11,6%.
В конце 2023-начале 2024 гг. доля десяти крупнейших универсальных сетей на рынке DIY составила 38,6%, что на 3,4% меньше, чем в 2022 году. Вместе с тем суммарные продажи игроков из топ-10 выросли более чем на 11% — до 1,3 трлн рублей. Интересно, что наибольшую динамику прироста продемонстрировали маркетплейсы, объем продаж н а которых увеличился в 2,5 раза, достигнув 285 млрд рублей. Самый существенный прогресс наблюдается у «Мегамаркета», продажи на котором выросли на 390%, что позволило ему войти в топ-10, потеснив AliExpress.
Рассмотрим, какие тенденции наблюдались в 2023 году на рынке DIY. Безусловно, главная из них связана со стабильным роста спроса на такие товары. Причина проста — в текущих условиях немало потребителей решили не откладывать ремонт в долгий ящик. При этом по данным НАФИ 44% опрошенных делают ремонт своими силами (соответственно, закупают материалы тоже самостоятельно).
Другая тенденция отечественного рынка DIY — рост доли собственных торговых марок (СТМ). Это особенно актуально на фоне подорожания продукции, когда ряд покупателей ориентируются не столько на бренд, сколько на соотношение цены и качества. Подобный тренд подтверждается и результатами исследования компании «Яндекс»: 80% респондентов в 2023 году выбирали продукцию новых для себя производителей, тогда как только 30% опрошенных искали конкретные бренды. Еще известный пример — линейка продукции «Лемана Про» (экс-Leroy Merlin), которая включает в себя кухни, отделочные материалы, инструменты. Подобные линейки появились и у других крупных игроков, например, у сети «Петрович».
Третья тенденция российского DIY-рынка – его омниканальность (57% п окупателей приобретают DIY-товары и в онлайне и в офлайне), а также рост как оффлайн-, так и онлайн-продаж. Увеличение продаж в традиционном офлайн-формате подтверждается исследованием компании «Яндекс»: в 2023 году интерес к магазинам строительных материалов на их собственном картографическом сервисе вырос на 47%, к товарам для дома — на 34% и на 26% — к различной сантехнике.
Четвертая тенденция российского сегмента DIY — достаточно четкое распределение продаж по видам продукции между маркетплейсами и нишевыми гипермаркетами. Если на маркетплейсах приобретаются в основном негабаритные и не очень тяжелые товары (в том числе декор и решения для интерьера), то в магазинах крупногабаритные вещи и большие партии товаров.
Пятая тенденция — практически полное завершение замещения продукции ушедших брендов. За прошедшие два года удалось найти альтернативу более чем 90% продукции, представленной в сегментах отделочных материалов и электроинструмента.
Чего ожидать в 2024 году в сегменте DIY?
В 2024 году стоит ожидать дальнейшего увеличения доли СТМ на рынке DIY. Сочетание приемлемого уровня качества и умеренной стоимости (за счет оптимизации издержек) решает сразу две задачи: расширяет ассортимент предложения и приносит дополнительную прибыль.
Продолжится рост сегмента В2В. Это объясняется увеличением активности строительного комплекса. За первые пять месяцев 2024 года в России было введено в эксплуатацию почти 44 млн кв. м жилья, что на полмиллиона «квадрат ов» больше, чем за тот же период прошлого года. Кроме того, планируется запуск ряда федеральных и региональных программ нового строительства, модернизации и капитального ремонта учреждений образования, здравоохранения и культуры, что также повлечет за собой увеличение спроса на продукцию DIY со стороны корпоративных заказчиков.
Все больше участников рынка станут внедрять инструменты визуализации. Преимущества таких решений очевидны: они позволяют посмотреть, как будет выглядеть тот или иной материал или мебель в помещении или доме, что упростит выбор. Инструменты визуализации могут быть представлены как в самом магазине, так и на его сайте.
Продолжится развитие различных программ лояльности. В условиях высокой конкуренции заинтересованные в удержании покупателей игроки рынка предложат им различные специальные программы. Это может быть накопительная скидка, либо бонусная программа с баллами, либо повышенный кешбэк. Понятная программа лояльности не только удержит существующих, но и привлечет новых клиентов.
Преимущества участия в выставке ToolMash
Текущая ситуация на российском рынке DIY открывает окно возможностей для новых игроков, размышляющих о возможности выхода на него. И участие в дебютной выставке ToolMash — отличный шанс заявить о себе, найти новых партнеров и получить ценную информацию о специфике российского рынка. Стоит отметить и возможность найти клиентов из смежных отраслей, так как выставка ToolMash пройдет одновременно и на одной площадке с другими масштабными отраслевыми событиями: Международной выставкой сварочных материалов, оборудования и технологий Weldex и Международной выставкой крепежных изделий и оснастки Fastenex.
Продемонстрировать свою продукцию сегмента DIY (в том числе электро- и ручной инструмент, а также малярный инструмент) потенциальным клиентам из числа крупнейших игроков рынка ритейла вы сможете на Международной выставке оборудования и инструмента ToolMash, которая пройдет с 8 по 11 октября 2024 года в Москве, МВЦ «Крокус Экспо».