Российский рынок электроинструментов и садовой техники

Как изменился рынок электроинструментов и садовой техники России за последнее десятилетие

На протяжении последних десяти лет рынок электроинструментов и садовой техники в России переживал как падения, так и подъемы. В 2013 г. объем продаж на рынке электроинструментов составлял 23 млн штук, а на рынке садовой техники — 6,5 млн штук. В 2014 г. произошел спад, продолжавшийся три года, в результате чего по итогам 2016 г. объем рынка электроинструментов составил 10,4 млн штук, рынка садовой техники — 3,7 млн штук. Но в 2017 г. рост отрасли возобновился, и в 2021 г. объем продаж электроинструментов достиг 20,6 млн штук, а садовой техники — и вовсе 8,6 млн штук, обогнав тем самым показатель 2013 г.

От высокой конкуренции до ухода западных брендов

Рынок электроинструментов и садовой техники в России считался довольно высококонкурентным. По подсчетам Ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента и средств малой механизации (РАТПЭ), в 2021 г. на российском рынке только в категории электроинструментов были представлены товары от более чем 100 торговых марок, среди которых были как известные мировые бренды, так и небольшие малоизвестные марки, выпускающие свою продукцию по заказу российских компаний на заводах в Китае.

К началу 2022 г. около 30% отечественного рынка занимали западные производители. Несмотря на то, что их продукция стоила дороже товаров российских и китайских брендов, потребитель зачастую все равно делал выбор в пользу европейской техники ввиду ее популярности, хорошего качества и предоставляемых гарантий.

Но с февраля 2022 г. некоторые зарубежные компании либо полностью покинули российский рынок, либо приостановили поставки инструментов и комплектующих в Россию и сообщили о временной заморозке финансирования развития локальных производственных линий. И если в первые месяцы уход крупных западных брендов ощущался не так сильно, поскольку на складах еще оставалась определенная доля продукции, то в дальнейшем на рынке стала ощущаться нехватка качественных продуктовых линеек. По итогам 2022 г. рынок электроинструментов просел на 13% — его объем составил 17,8 млн штук, а рынок садовой техники упал на 16% до 7,2 млн штук.

Окно возможностей для российских и азиатских производителей

В связи с уходом или приостановкой деятельности ряда европейских компаний перед российскими и азиатскими производителями открылась уникальная возможность занять освободившиеся ниши. Что касается азиатских брендов, в частности китайских, то они уже давно наращивали свою долю на российском рынке за счет оптимального соотношения цены и качества. За последние несколько лет у многих россиян появился опыт приобретения товаров китайских производителей в самых разных сегментах, благодаря чему потребители смогли убедиться в надежности продукции из Китая. В том числе выросло доверие российских граждан и к китайским производителям электроинструментов и садовой техники.

Среди главных преимуществ азиатских электроинструментов на российском рынке доступная цена, отличное качество продукции, отсутствие перебоев в поставках и обширная сеть дилерских и сервисных центров. Кроме того, производитель дает гарантии на официально ввезенную технику из Китая, Турции, Узбекистана и ряда других стран, а также предоставляет выгодные условия доставки. Основная же особенность партнерства с поставщиками, например, китайских электроинструментов заключается в том, что наличие у них собственного производства позволяет создавать эксклюзивные кастомизированные товары под конкретный запрос российского клиента.

По мнению экспертов рынка электроинструмента и средств малой механизации, конкурентоспособность электроинструментов отечественного производства в сравнении с китайским сопоставима, хотя цена у российской продукции в ряде случаев может быть выше. В России на высоком уровне производятся, например, мотоблоки и культиваторы. Однако нередко российская техника комплектуется импортными двигателями, в частности китайскими.

Новый виток роста

Российский рынок смог преодолеть турбулентный период. В том числе это произошло благодаря корректировке логистики: часть компаний наладила цепочки поставок через Китай и страны Ближнего Востока. По данным РАТПЭ, импорт электроинструментов в первом квартале 2023 г. вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.

В целом, за первые шесть месяцев 2023 г. продажи на рынке электроинструментов выросли на 62% в сравнении с первым полугодием 2022 г. и достигли отметки в 12,6 млн штук. За этот же период времени продажи на рынке садовой техники увеличились на 29% до 6,4 млн штук. Согласно прогнозу РАТПЭ, представленному в ноябре 2023 г., объем продаж электроинструментов по итогам 2023 г. составил 23,1 млн штук, что на 30% больше относительного показателя 2022 год, а объем продаж садовой техники — 9 млн штук, т. е. на 25% больше чем годом ранее. Таким образом, по динамике продаж — ключевому показателю состояния рынка электроинструментов и садовой техники — отрасль показывает растущий потенциал.

Вероятно, отечественный рынок продолжит свой рост ввиду развития строительной отрасли, увеличивающегося спроса на технику в сегменте DIY и растущего использования более мобильных, гибких и компактных аккумуляторных электроинструментов. Однако высокие затраты на техническое обслуживание и оснастку, а также колебание цен на сырье могут сдерживать развитие индустрии.

Вы можете заявить о присутствии своего бренда на российском рынке электроинструментов и садовой техники и представить продукцию специалистам дилерских и торговых сетей, а также конечным потребителям из разных отраслей промышленности, став участником Международной выставки оборудования и инструмента ToolMash.

ToolMash 2024 состоится 8–11 октября в МВЦ «Крокус Экспо». Выставка пройдет на одной площадке с Международной выставкой сварочных материалов, оборудования и технологий Weldeх и Международной выставкой крепежных изделий и оснастки Fastenex.

УЗНАТЬ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

* Источники: ratpe.ru, rebase.market, iz.ru, retail.ru